Развиваем словарь и лексико-грамматический строй речи у детей 5-7 лет

Логопед: Атаманова Л.А.

1. Существительные;

    •        Знание предметов и явлений, а также показ и название частей целого предмета.

    •        Обобщение словаря по темам: обувь, одежда, мебель, посуда.... (классификация предметов).

    •        Знание детенышей животных.

    •        Знание профессий.

a.     Одушевленные (живые) кто? Неодушевленные (неживые) что?

b.     Род: мужской, женский, средний

c.     Падеж: И.п.- кто? что? Р.п. кого? чего? Д.п.- кому? чему? В.п. (вижу) что? кого? Т.п. кем? чем? Пр.п. о чём? о ком?

d.     Число:   единственное и множественное: именительный падеж (дом, дома)родительный падеж (дом, домов)


2. Прилагательные:

    •   Нахождение в предметах общего и разного.

a. Качественные (свойства и качества)

Сладкий, белый, звонкий, мягкий, узкий, мудрый, прочный, глухой, пеший и т.п.

b.   Относительные (разнообразные отношения к предмету - это постоянные признаки) Железная кровать (кровать из железа), дынный запах (запах дыни), мамино пальто (пальто мамы),  загородная  поездка  (поездка за город),   весенние работы  (работы весной), шестой день (шесть дней).

c.       Притяжательные {отношение одного предмета к другому)

Гусиное перо, сестрин муж;, лисья шуба.

•        Согласование существительных с прилагательными (синий плащ)

•        Согласование прилагательных с числительными. ( один синий плащ, два синих плаща) 


3. Наречия

Как?    Хорошо, красиво, тихо.

Синонимы: тихо, спокойно,

Антонимы: тихо - громко, высоко - низко

4. Числительные

a. Количественные (от 1 до 10 и обратно), порядковые (первый, второй, третий)
Мужской род - один
Средний род - одно
Женский род - одна
Единственное и множественное число (одна, одни)

5. Местоимения

a.   Личные: я, ты, мы, вы, они, он, она, оно, кто, весь, каждый, нас, вас.

b.   Вопросительные: какой, чей, никакой.

c.   Неопределенные: сколько, несколько.

d.   Указательные: этот, тот.

e.   Притяжательные: мой, наш, ваш, его, её.


6. Глагол

a. Совершенный и несовершенный вид: делать - сделать, читать - прочитать.

b.  Применение по лицам:

Я— читаю, мы — читаем, ты - читаешь, вы - читаете, он - читает, они — читают.

Настоящее время - читаю
Будущее время - буду читать
Прошедшее время - читал

Глагольное словообразование:

•         префиксальное: отдать, придвинуть, нажать, долететь

•         суффиксальное: списать - списывать, расстегнуть -расстёгивать

•         суффиксально-префиксальное: вешать - повесить, ронять -уронить

•         синонимы: ловить — поймать, говорить — сказать, брать — взять

•         антонимы: ловить — отпускать, взять — отдать

Источник: МАДОУ "Детский сад №35", https://clck.ru/HoHaR

Яндекс.Метрика